Цель проекта

цель проектановостимероприятияпубликацииисполнителиглавная страницаEnglish version

Постановка проблемы

Вопросы устройства российской государственности являются ключевыми для развития страны, они во многом определяют ее стабильность и через это влияют на всю политическую ситуацию в мире.

Россия вступила в полосу конституционного кризиса, в основе которого лежат несколько причин, в том числе и проблема определения федеративной природы государства.

Объявление суверенитета России в 1990 году привело к распаду СССР. По аналогии многие прогнозируют распад самой России, поскольку ряд республик не хотят отказываться от государственного суверенитета, закрепленного в своих конституциях. В силу неустойчивости государственных структур и неясности основ федеративной природы России нельзя исключать любого развития государства: распада; возврата к империи; федерализации. Для любого из этих сценариев существуют свои причины и политические силы. Необходима оценка вероятности реализации всех трех сценариев, что рассматривается в качестве предмета исследования предлагаемого проекта.

Цель проекта

Цель настоящего проекта состоит в том, чтобы

(1) выявить существующие противоречия в отношениях между Центром и регионами, а также предложить возможные пути преодоления возникающих коллизий;

(2) показать роль этнической составляющей в государственном устройстве страны;

(3) дать прогноз наиболее вероятных сценариев развития федеративных отношений в России с учетом таких новых явлений как становление регионов в качестве реальных субъектов.

(1). Развитие отношений Центра с субъектами Федерации прошли ряд этапов. С 1990 г. в связи с так называемым "парадом суверенитетов" они были сугубо конфликтными. Подписание Федеративного Договора в 1992 г. несколько смягчило ситуацию, хотя остались проблемы с Чечено-Ингушетией и Татарстаном. Конституция 1993 г. не сняла существовавшее напряжение, скорее усугубила ситуацию.

После принятия Конституции Центр попытался перевести отношения в "жесткий" режим, что привело к войне в Чечне, одновременному давлению на республики и попыткам изменить государственное устройство России путем их "губернизации", т.е. ликвидации национальных образований и объединения субъектов в более крупные образования с единым унифицированным статусом.

После окончания военного конфликта в Чечне отношения Центра с регионами перешли в "вялотекущее" противостояние, в котором выявились новые агенты в лице регионов-доноров и регионов-реципиентов. На этом этапе продолжился договорный процесс, который охватил более половины субъектов, хотя при этом остался неурегулированным статус Чечни. Со стороны Центра наблюдалась прежняя попытка столкнуть интересы "национальных" республик с "русскими" областями и краями.

Россия стоит на пороге нового этапа противостояния Центра с регионами. Особенность последнего года в этом плане состоит в том, что наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, регионы приобретают все большую самостоятельность, с другой - наблюдается попытка реанимировать старую идею Сергея Шахрая о "губернизации" страны. Также активно обсуждается тема внесения изменений в действующую Конституцию, что может отношения Центра с регионами перевести в иную и весьма конфликтную плоскость.

(2). Природа России как государства связана с проживанием на ее территории многих народов, которые являются коренными. При этом не имеет особого значения количественный состав нерусских народов - война в Чечне показала, что даже небольшой народ может создать большие проблемы. В России, наряду с православным населением проживает около 20 млн. мусульман, что непосредственно влияет на политические процессы. Это тем более существенно, что мусульманское население растет быстрее, чем православное и через 20-30 лет в ряде регионов страны его численность будет составлять, по крайней мере, половину жителей. Это повлияет на характер отношений Центра и регионов.

Этническая компонента федерализации России включает и такое новое и пока еще недостаточно осмысленное явление как национально-культурные автономии, которые объединяют дисперсно проживающие народы. Сейчас происходит формирование Советов национально-культурных автономий на местах и в масштабах Федерации, установление их отношений с местными и федеральными органами власти, координация деятельности с титульными республиками. Ставится вопрос о создании Ассамблеи народов России. Весь этот комплекс проблем может оказать свое влияние на процесс федерализации и требует самого тщательного анализа и прогноза. Пример Бельгии показывает насколько серьезным может быть влияние этнических общин на государственное устройство.

Существует проблема статуса регионов с преимущественно русским населением. В силу огромной территории России и сложившейся ситуации трудно ожидать возникновения единого субъекта Федерации, представляющего чисто русские этнические интересы. Поэтому формируются "русские" области и края в качестве самостоятельных субъектов.

Если в начале 1990-х гг. в качестве субъектов выступали только республики, то сегодня после проведения выборов губернаторов, создания региональных законодательных и исполнительных органов, подписания более 40 договоров с федеральным Центром приходится считаться с мнением более широкого круга агентов на политической арене. Однако к недостатку этого процесса следует отнести то, что многие "русские" регионы, формирующиеся как самостоятельные субъекты оказываются экономически весьма слабыми. Поэтому идея объединения ряда областей в более крепкие губернии имеет под собой почву.

(3). Если исходить из реальной политической ситуации, то в развитии России нельзя исключать ни одного из возможных вариантов государственного устройства, т.е. начала процесса распада или перехода в какое-то аморфное ("конфедеративное") состояние, возврата к империи и, наконец, продолжения федерализации и децентрализации государственной системы.

Вероятность распада России или превращения ее в конфедерацию существует и реализация этого сценария зависит от нескольких факторов. Прежде всего это способность Центра сохранять экономическую, финансовую стабильность. Из существующих регионов страны активно выступает за распад страны только Чечня, которая фактически находится вне правового и политического пространства России. Остальные субъекты о своей независимости как цели не заявляли. Но существуют крайне неблагополучные в экономическом отношении регионы, которые могут быть доведены до отчаяния и, находясь вдоль границ России, могут спровоцировать сецессию или самораспад России. Для Центра было бы разумно децентрализовать управление, сосредоточившись на исполнении оптимального количества полномочий (финансы, оборона, таможня и охрана границ, внешняя политика), отдав остальные функции вместе с финансовым обеспечением на исполнение субъектам.

Вероятность возврата к унитарному государству существует, причем она будет связана с установлением авторитарного режима, т.е. это в целом антидемократическая тенденция. Сторонниками такого направления являются многие партии и движения крайне правого и левого толка.

Наиболее вероятным и благоприятным для развития страны является продолжение федерализации России. У этого сценария существует наибольшая вероятность, но он требует определенных усилий как со стороны политических сил, так и субъектов федерации. В то же время нет полной ясности с формой федерализации, которая может установиться. Очевидно, что в ближайшие годы, а возможно и на более длительный срок Россия будет представлять из себя асимметричную федерацию. Существует вероятность объединения ряда субъектов в более крупные образования, а также появления на сцене такого агента как национально-культурные автономии в качестве самостоятельных политических единиц.

 

[ Главная страница | Цель проекта | Новости | Мероприятия | Публикации | Исполнители ]
© 2000  Институт Истории Академии наук Республики Татарстан
Email: federalism@vega.kcn.ru
Размещен на сервере Центра интернет КГУ